Томская региональная организация 
Общероссийская общественная организация 
Российский союз ветеранов афганистана

Новости
Документы
Фотоархив
Общение
Написать письмо
Ссылки

Новости

19.09.2018 Томск
Восьмая поисковая экспедиция поискового отряда «Сибиряк»

Восьмая поисковая экспедиция поискового отряда «Сибиряк» (структурного подразделения Томской региональной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»)
9-29 августа 2018г. Старорусский и Демянский районы Новгородской области


В августе 2018 года состоялась очередная восьмая экспедиция поискового отряда «Сибиряк» - структурного подразделения Томской региональной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» (ТРО «РСВА»).
Поисковый отряд составом из 9-ти членов отряда выезжал на места боев Великой Отечественной войны в Старорусский и Демянский районы Новгородской области, где проводил поисковые мероприятия на протяжении уже нескольких лет и ранее.
Место стоянки лагеря поискового отряда было определено у деревни Заробье на берегу реки Ловать. В этих местах зимой 1942 - 1943 годов вела активные наступательные действия 23-я гвардейская стрелковая дивизия, пытаясь с южного и юго-западного направлений перекрыть узкое горло «Демянского котла», в который попал 2-й армейский корпус 16-й немецкой группы армий «Север». После ожесточенных зимних боев, в результате которых весной 1943 года 23-я стрелковая дивизия, понеся большие потери, была вынуждена отойти на ранее занимаемые позиции.
По этим местам боев с участием 23-й гвардейской стрелковой дивизии было решено продолжить основные поисковые мероприятия, где поисковый отряд вел поиск в августе прошлого года, но из-за высокого уровня воды в реках и болотах в данных районах, многие территории, где шли бои, были недоступны.
Лето в этом году в данных районах выдалось довольно жаркое, дождей было мало, уровень воды упал, и можно было проводить поисковые мероприятия на большей территории, усложняло ведение поисковых работ только высокая трава на полях и границах болот.
После того, как был разбит лагерь на берегу реки, от одного из местных жителей поступила информация, что во время рыбалки на ручье Сосна, впадающий в речку Шубинская Робья, он видел кость похожую на лопатку человека, которую вымыло ключом бьющим из крутого склона данного ручья. В результате проверки и обследования данного склона были обнаружены и подняты останки солдата, с останками была найдена алюминиевая уставная ложка, но она оказалась без надписей, и имя солдата осталось неизвестным.
Позже, на Совете отряда было принято решение обследовать территории лесного массива на 3 километра западнее деревни Цемена, вдоль ручья Корповка, где год назад вели поисковые работы, находили и поднимали солдат, но из-за высокого уровня воды в болотах, не смогли охватить все территории, где велись боевые действия.
В результате проведенных поисковых мероприятий в данных районах, в течение нескольких дней поисков, были обнаружены и подняты не захороненные останки пяти воинов, входящих в состав 23-ой стрелковой дивизии. С останками солдат был поднят петличный треугольник и солдатский медальон, который к большому нашему сожалению оказался пустым, и имена всех найденных и поднятых поисковым отрядом солдат, остались неизвестными.
По завершению поисковых работ в данном районе, было решено продолжить поиск в районе деревни Большое Засово, где год назад в лесном массиве юго-западнее деревни при проведении разведки было обнаружено большое количество осколков и различных деталей из алюминиевого сплава. А это указывало на то, что в данном районе во время ведения боевых действий произошло падение или взрыв самолета.
После самого тщательного обследования данного участка леса металлоискателями, на границе материка и начала болота, было обнаружено место падения самолета. Данная находка стала самым главным итогом всей поисковой экспедиции. За три дня работ по расчистке ямы, откачке воды и извлечения тонн грунта из пластов серой глины и старых листьев, на поверхность были подняты:
фрагменты фюзеляжа самолета;
две стойки шасси;
резиновые покрышки колес шасси Ярославского шинного завода с камерами;
фрагменты резиновых топливных баков;
стойка штурвала летчика с шильдиком самолета;
бронеспинка, защищавшая спину и голову летчика сзади, которая раскололась на несколько фрагментов;
множество фрагментов алюминиевой листовой обшивки, в том числе и из авиазента;
генератор самолета с номером ПФ3-3133;
часть фюзеляжа самолета из алюминия с нанесенным черной краской и выбитым на металле номером 01-15;
силовые части каркаса самолета, стальные трубки диаметром 20-25 мм., а так же части из альфа-дерева (многослойной фанеры);
радиостанция самолета, тип РСИ-3, № 4708, 1941 года выпуска;
шильдик стойки штурвала летчика, с надписью: Завод 153, Серия Д2, № 40, ОТК Военпред, 1942 г.;
бортовые приборы: датчик скорости самолета, высотомер, часы, ключ старта двигателя, датчик оборотов двигателя;
лопасть винта самолета;
часть стойки шасси с выбитым номером 131-132;
множество боеприпасов калибром 23 мм., 12,7 мм., и 7,62 мм.;
большое количество металлических деталей фюзеляжа и двигателя самолета
остатки ткани, по-видимому, от парашютной сумки

К сожалению останков летчика, на данном этапе подъема самолета, пока обнаружить не удалось, либо летчику удалось выпрыгнуть из самолета с парашютом, либо останки лежат глубже, на глубине двигателя самолета, чтобы извлечь который, нужна специальная техника и оборудование. На этом работы по подъему самолета пришлось приостановить.
По характеру повреждений частей самолета и по тому, как самолет упал и вошел в грунт (практически вертикально), можно судить, что при падении самолета произошел взрыв, который разметал осколки в радиусе до двухсот метров, и то, что данный самолет был истребителем бомбардировщиком типа ЛА-7, либо ЛаГГ-3, который по видимому выполнял боевое задание по бомбардировке узкоколейной железной дороги противника, проходившей через лес, по которой шло снабжение немецких войск. В результате самолет был сбит и упал в пятидесяти метрах от железнодорожного полотна, при этом произошел подрыв подвешенных к фюзеляжу бомб, если летчик остался в самолете, то видимо он до последнего пытался управлять самолетом, чтобы самолет упал на железнодорожный состав или повредил полотно дороги.
С целью установления судьбы летчика, вся собранная информация номеров с деталей самолета, а так же шильдик, радиостанция и часть фюзеляжа с выбитым бортовым номером, передана по акту в головную организацию «Поисковая экспедиция «Долина» г. Великий Новгород.
В результате проведенной поисковой экспедиции поисковым отрядом «Сибиряк», были обнаружены и подняты останки погибших в боях, без вести пропавших и не захороненных во время боев 1941-44 гг., 6-ти воинов Рабоче - Крестьянской Красной Армии. Совместно с представителями МЧС и Министерством обороны было обезврежено и уничтожено более сорока боеприпасов, снарядов и мин различных калибров.
Останки солдат, протоколы эксгумации, протоколы раскопов, отчет о проведении поисковых работ поисковым отрядом «Сибиряк» были переданы представителю по Старорусскому району поисковой экспедиции «Долина» г. Великий Новгород Егорову В.А.
Копии протоколов эксгумаций, протоколов раскопа и отчета поискового отряда о проведении поисковых работ доставлены в г. Томск.
После завершения экспедиции, и возвращения поискового отряда «Сибиряк» на родную землю в г. Томск было доставлено сотни бесценных экспонатов и реликвий войны, которые навсегда войдут в музейные фонды города, музеи школ и музея Воинской Славы при ТРО «РСВА», в том числе и бортовой прибор высотомер, на котором навсегда замерла шкала высоты на уровне 760 метров.

Поисковый отряд «Сибиряк» выражает свою особую признательность и благодарность Томскому организационному комитету «Победа», генеральному директору АО "Томская генерация" Пелымскому Олегу Анатольевичу, генеральному директору ООО «Эхеверия» Мазур Елене Владимировне (г. Находка Приморского края), оказавшим материальную поддержку на приобретении проездных билетов, а также приобретение приборов, обмундирования и дополнительного оснащения поискового отряда «Сибиряк».

Командир поискового отряда «Сибиряк», член Правления ТРО «РСВА» С.В. Томшин



































© Все права принадлежат РСВА
Разработка сайта —
Веб студия ТОМИКС