Томская региональная организация 
Общероссийская общественная организация 
Российский союз ветеранов афганистана

Новости
Документы
Фотоархив
Общение
Написать письмо
Ссылки

Новости

27.06.2022 Россия
ДОНБАССКИЕ ИСТОРИИ 14. ФАЩЕВКА


С Лидией Самохиной мы знакомы давно, кажется, полжизни. Яркая, сильная, статная, она из тех, кто не просто в горящую избу войдет, а пожар потушит, дом отстроит, да еще веселье-новоселье со всем поселком отпразднует. Когда началась война, Лидия Николаевна была Главой поселкового совета, и сколько пережила, трудно себе представить.
В 15-м мы сняли наш первый фильм, в котором участвовали томские ополченцы, Лидия, казаки; в 16-м – второй. В 18-м встретились с ней и Василием Тарутиным, военным комендантом станицы, в Москве. Поводом стали показ нашего фильма «Донбасс – Томск. Рассказы ополченцев» в Центральном Доме кино и его обсуждение в Международном Пресс-клубе. Спасибо за твердость Юрию Митюшину, президенту кинофестиваля «ДетективФЕСТ» (более 60 стран-участниц). Редко кто тогда (!) заявлял о теме Донбасса (21.05.2018 Томск. ВЫСОКАЯ НАГРАДА – ТОМСКОМУ ФИЛЬМУ. http://rsva.tomsk.ru/news/?id=20180521142622.01).
Конечно, фильмы о Донбассе не появились бы на свет без встречи с Командиром с легкой руки Михаила Колмакова. Это сейчас открыто говорят о подвигах наших парней, а тогда они работали, рисковали и побеждали «тихо», без огласки. Окружающие даже не догадывались, в какие дальние рейсы или командировки уезжали томичи. В фильме они сняты со спины; имена, даже позывные, не указаны. Помню, спросила: «Ветеранов Отечественной встречали с цветами, их знали, чествовали. Про вас никто не знает и, может, не узнает. Не обидно?». «Нет. Кому надо, знают. Для нас главное – другое». Тогда многое поразило в томских ополченцах: простота, внутренняя сила, настоящая мужская дружба. Командир помогал (да и помогает) мне разбираться в ситуациях – спокойно и мудро, оставляя и уважая право выбора. Может, поэтому наши фильмы не только не устарели, но и стали еще более ценными.
А тогда в Доме кино мы успешно провели фотовыставку «Люди в войне». Фильм был отмечен дипломом и спецпризом фестиваля, выставка – дипломом Гильдии профессиональных фотографов СМИ. Все это вспомнилось, когда дома у Лидии Николаевны увидела фото с выставки со своей дарственной подписью и пожеланиями – главное, мира! Прошло пять лет. Мир не наступил, но уже очень и очень близок.
Кстати, наша дружная компания, включая оператора фильма Александра Каткова, внесена в базу «Миротворец». Мы и здесь вместе.
– За восемь лет томичей не забыли?
– Конечно, нет! Каждый день вспоминаем. Томичи – элита: спокойные, надежные, рассудительные. Малыми силами выполняли сложнейшие боевые задачи. «Держали» танкоопасное направление. Охраняли нас. За ними мы были, как за каменной стеной. А какие они сердечные по жизни!
Привезли томичи как-то подарки под самый Новый год – банки с горошком, кукурузой, ананасы, игрушки детям. 15-й год. Кругом война, страх, разруха. А в Фащевке – ёлки! 31 декабря. Девять вечера, а мы машины разгружаем. Как же дети были рады, особенно мягким игрушкам. Администрация, казаки и томичи постарались.
– В Фащевке все знают друг друга и много лет. Приятно, что здороваются при встрече. Какие настроения сейчас?
– Ожидание – должно скоро все закончиться. И руководство понимает, и Украина понимает, и ребята молодцы. Я вот разговаривала недавно с женой парня одного из Славянска (он воевал и 14-й, и 15-й года). Говорит, хотя бы быстрее нам их добить. Да, надо заканчивать! Да надо быстрее. Но политика правильная – не бьем по городам и домам. А дальше, как получится. По-другому невозможно. Другого способа нет. Я думаю, скоро будет конец. Многие воюют, пошли добровольцами. Знакомый в той войне был танкистом; сейчас пошел добровольцем; ходил раза четыре в военкомат – не брали, но своего добился.
– А как начиналось?
– 11 мая 14 года. Мы все с таким упоением встречали «Русскую весну». Мы так кричали: «Россия, мы с тобой!». Такого воодушевления я не видела больше никогда в жизни. 98 % пришло людей (2 % – те, кто уехал, в отпуск, командировку…) На референдуме было, когда люди на двух палках заходили голосовать. Мы им: «Дедушка, да мы бы тебе людей послали на дом», а он: «Я сам хочу!» У меня, конечно, слезы на глазах. Эмоции захлестывали.
– А сейчас?
– Я вернулась в больницу, «домой», где раньше 49 лет работала. Ребят очень много воюют. Кого ни спросишь – на фронте. Тяжело, что раненные погибают. Вот сейчас мы с тобой слышим громко, не очень громко, не очень сильно громко. Ты просто понимаешь, что это не к тебе летит. Я вспоминаю 15-й год. Фащевку били очень сильно. Стыдно было показать – такая тетка и боится. Я своим девчатам в поссовете говорила: «Это от нас», чтоб не боялись. Хотя, откуда я знаю.
– (Смеюсь) Сегодня ты тоже сказала – это от нас.
– Сегодня это правда (смеется) Не бахать будет скоро. А пока… У нас в 17 году погибает сразу три человека. На работе. Везли дрова. Заминировано очень много. Подорвались. Война есть война. Наверное, Господь дает на каждое поколение по своей войне. На наше поколение уже вторая.
Любая война – это страшно, но в войну люди особенно проявляются. Был случай, звонят вечером по телефону: «У тебя там, на улице Горького, мать и дочь повеситься собрались. Голод. Холод». Идет обстрел, я с Лешей в машину: «Давай, быстро!» По дороге звоню подруге, Люде Байдук, необыкновенной доброты женщине: «Собери все, что у тебя есть, картошку, морковку, соленья. У нас семья голодает». «Леша, ты проверяешь уголь». Я сразу в дом – горит печечка, закрыта. Леша: «Николавна, угля только на сегодня». Люда привозит огромную сумку. Кормим. Девочку забираю: «Завтра выходишь в библиотеку». Спрашиваю своих: «Девчата, еще можете нормально прожить, если будем делиться продуктами?» «Можем». Утром посылаю двух человек. Везут им два мешка угля. На санках – был сумасшедший гололед, и машина подъехать не смогла.
Еще был случай. Бабушка жила на Советской. Дети уехали, бросили, а ей 94 года. Я по соседям: «Дайте угля. Я вам завтра привезу, а сегодня ей.» Люди помогали друг другу очень сильно. Приносили друг другу всё. Было такое единство, которое никогда не забудешь.

В Фащевке не забудут. Ничего И никого. Это точно. В центре посёлка – мемориал. «Защитникам Луганской народной республики, отдавшим жизнь за Родину и погибшим мирным гражданам нашего поселка». У основания – свежие цветы, букеты сирени. Жители поселка знают, что значит терять родных и близких. Грустное и торжественное место...
За памятником плита, в которую вмурована Капсула времени с обращением будущим поколениям. Ее, по предложению Лидии Николаевны, заложили 12 мая 2018 года. На плите удивительная надпись: «Вскрыть 12.05.2068. Мы вручаем вам свою веру в лучшее будущее, свои надежды и стремления. Мы любим вас, еще не зная, какими вы будете, и эта вера дает нам право думать, что вы будете лучше нас». В шаге от Капсулы растет наш подарок, привитый кедр из Калтайского питомника. Он будет давать шишки не в 80, а в 15 лет, и жить 500 - 800 лет. Мы привезли и подарили его фащанам в 16-м, во время первой поездки. Почему кедр? Да потому, что для томичей он всегда являлся символом силы, здоровья и мощи, символом стабильности и долголетия. Это то, что мы горячо желали и всегда будем желать жителям Фащевки, жителям Донбасса. А еще – чтоб поскорей наступил мир на этой прекрасной и талантливой земле.


Ольга ПАСЬКО
Фащевка, Луганская народная республика, 8 мая 2022 года



























© Все права принадлежат РСВА
Разработка сайта —
Веб студия ТОМИКС